Информация о производителе
Вы можете представить себе жизнь без холодильника, стиральной машины, кухонной плиты или пылесоса? А без всех этих устройств, вместе взятых? Между тем, всего сто лет назад бытовая техника была довольно большой редкостью. Рыночная ситуация начала двадцатого века была парадоксальной: уже появились технические новинки «для дома, для семьи», но обыватели не торопились с их приобретением. Возможно, взорвать ситуацию мог бы талантливый и харизматичный продавец.
Швед Аксель Веннер-Грен, основатель всемирно известного концерна Electrolux, начал работать в 15 лет «мальчиком на побегушках» в городе Гетенбург. Мальчишка-недоучка из шведской глубинки не был похож на «тёмную деревенщину»: он поражал окружающих своим рьяным стремлением к самосовершенствованию. Во время обеденного перерыва он бегал на уроки музыки, а по вечерам изучал иностранные языки - французский, немецкий и английский. Все гадали, о какой карьере мечтает старательный паренёк: метит ли он в композиторы или в дипломаты? На самом деле будущий глава успешной компании был уверен, что выгодно продать товар он сможет только в том случае, если будет говорить с покупателем на одном языке - и в прямом, и в переносном смысле. И только тогда, когда доверительные отношения с собеседником будут установлены, можно уже предложить и свой товар. Кто усомнится в рекомендациях, сделанных «по-свойски»?
Еще до того времени, как он стал брать уроки музыки и иностранных языков, маленький Аксель проявил необычные для его возраста наклонности. Однажды в поместье Урхаген, на чердаке родительского дома. он нашёл старые деловые письма отца. На конвертах сохранились почтовые марки - шведские и британские. Мальчик аккуратно срезал их, а затем... выгодно продал! Так впервые в его ладошках зазвенели денежки.
Новый случай заработать представился во время летних каникул, когда Аксель гостил у тётки. Неподалеку от ее дома располагался маленький консервный завод, а рядом с ним, как водится, находилась притягательная для ребятни свалка. Там-то Аксель и нашел ворохи жестяной ленты, из которой начал плести коврики и корзинки для продажи на местном рынке. Вскоре на чердаке тёткиного дома трудилась целая артель под руководством юного предпринимателя.
НАУКИ ЮНОШЕЙ ПИТАЮТ
К счастью для себя и для потомков, наш герой не посвятил свои молодые годы одной только торговле. Его благородной страстью стала учёба - в особенности география и математика. Вопреки нужде молодой Веннер-Грен сумел вернуться к обучению в 1902 году. В 22 он экстерном закончил Берлинскую коммерческую школу. На момент получения диплома, равного по значению современному диплому экономического ВУЗа, Аксель знал три языка и умел играть на фортепьяно. Как бы там ни было, пришла пора приниматься и за настоящее дело.
Никаких знакомств и полезных связей у молодого специалиста не было. Он просто начал стучаться в двери шведских фирм, работавших в Германии. Однако соотечественники не спешили брать на работу субъекта без рекомендательных писем. А он все приходил и приходил к ним с одним и тем же вопросом: «Нет ли для меня местечка?»
В конце концов, когда Аксель в девятый (!) раз явился в компанию Separator, руководители поняли, что отделаться от надоедливого посетителя можно только одним способом - дать ему работу. И, словно в отместку за назойливость, однажды послали его объясниться с покупателями, затеявшими скандал из-за недоработок новой модели сепаратора. Молодой сотрудник не только успокоил разгневанных клиентов, но даже умудрился получить от них несколько новых заказов на ту же модель, которая вызвала их недовольство. Акселя сразу признали лучшим продавцом компании. Так как его ранняя мечта об успешной торговле реализовалась вполне, а дальнейшая работа сулила только рутину, молодой коммерсант взялся за новое дело - начал продавать моторы для сельхозмашин. Но моторы оказались такого низкого качества, что даже обаяние и настойчивость талантливого агента не могли заставить крестьян их купить.
Кто знает, как могла сложиться жизнь нашего героя, если бы после неудачи с моторами он вернулся в Separator. Но господин Веннер-Грен оказался идеалистом - теперь он мечтал найти безупречный товар, который стал бы вечным двигателем его бизнеса. Дальнейшую судьбу определил случай. В 1910 году Аксель оказался по делам в Вене, где в витрине магазина впервые увидел необычную электрическую машину для уборки комнат, привезенную из Америки. Озарение было подобно удару молнии. Вот что нужно всем! Пылесос американской марки Santo был одним из первых в Европе. Он весил двадцать килограммов, и Аксель прежде всего задумался о снижении веса аппарата, о чём и написал в заокеанский офис. Веннер-Грен просил американских коллег и о своём назначении генеральным торговым агентом фирмы Santo в Европе. Увы, последовал вежливый отказ. Теперь нам ясно, почему торговая марка Santo так и не стала брендом с мировым именем...
СВОЯ РУБАШКА БЛИЖЕ К ТЕЛУ
Прослышав о том, что некая фирма AB Lux, работавшая в Стокгольме, собирается выпускать аналог пылесосов Santo, Аксель вернулся в Швецию. По его инициативе была создана бригада инженеров, разработавшая облегчённый пылесос путем замены насоса вентилятором. Новая модель Lux I весила теперь всего-навсего 14 кг. С её помощью настойчивый швед приступил к покорению рынков Европы, начав с Германии. Практика технического натиска была подкреплена новым словом в коммерции: Веннер-Грен впервые применил метод прямых продаж.
На заре технической эры далеко не всем было ясно, что такое пылесос. Чтобы заинтересовать новинкой целевую аудиторию, Веннер-Грен с коллегами и аппаратом попросту выезжал на дом потенциального покупателя и лично демонстрировал, каким образом происходит механизированная уборка. Увидев подобное чудо, никто не мог устоять перед соблазном обзавестись электрическим помощником. И дело пошло! Значит, вот он - искомый идеальный товар! Людям нужна бытовая техника, чтобы переложить на нее часть домашних забот. И надо дать им такую технику!
ЕСЛИ Б НЕ БЫЛО ВОЙНЫ
Развитию нового бизнеса помешала Первая мировая война. Аксель вернулся в Швецию, где посвятил себя усовершенствованию товара: необходимо было сделать пылесос еще легче. На помощь пришёл новый двигатель фирмы Elektromekaniska. Но «люксовцы» отказались вкладывать деньги в обновление, и новатор открыл собственную фирму под названием Svenska Elektron. Через короткое время на прилавках появились новые облегченные пылесосы Elektron. Дело быстро пошло в гору. Через два года выяснилось, что необходим новый завод - иначе спрос на «Электроны» не удовлетворить. Ради этого в 1918 году было подписано историческое соглашение о слиянии Elektron и Lux, а в 1919 году на свет появилась новая компания - AB Elektrolux.
В 1921 году инженеры Elektrolux разработали модель, в которой двигатель был расположен горизонтально, а пылесос имел форму торпеды (позже советские конструкторы скопировали с него знаменитую «Ракету»). И вдруг Акселя осенило: нужно поставить аппарат на полозья, как у санок, чтобы хозяйке можно было не поднимать машину, а просто волочить ее за собой! Покупатели не замедлили оценить полезное изобретение - последовал новый рост продаж.
В 1925 году произошел качественный переворот в деятельности Elektrolux. Веннер-Грен обратил внимание на скромную шведскую фирму AB Arctic, разработавшую уникальный бытовой прибор - домашнюю установку для охлаждения продуктов. А что может быть более необходимо в быту, чем пылесос? Только холодильник! Веннер-Грен, обладавший уникальной коммерческой хваткой, просто не мог не купить это предприятие. Дела компании пошли настолько успешно, что уже в 1928 году она имела пять собственных заводов и двадцать пять филиалов по всему миру. Оборот группы составил семьдесят миллионов шведских крон, а акции были размещены на лондонской фондовой бирже. Вот только главный человек в компании, Веннер-Грен, уже тогда начал терять интерес к своему детищу. Его все больше тянуло к чему-то новому, и в 1939 году он оставил пост председателя совета директоров. Обладание половиной акций Elektrolux - вполне приличный капитал для того, чтобы пуститься в иные дали. Веннер-Грен увлекся молочным бизнесом, затем первыми компьютерами, а параллельно занимался политикой и организовал два фонда по поддержке научных исследований. Elektrolux шёл прежним курсом и без своего основателя - настолько точно были указаны цели.
Ассортимент бытовой техники качественно расширялся. Ещё до начала Второй мировой войны компания выпустила на рынок кухонный комбайн. В пятидесятые годы на свет появились «три источника и три составные части» домашнего технического комфорта: первая бытовая стиральная машина, первый компрессионный бытовой холодильник и посудомоечная машина. А в 1957 году произошло рождение современного логотипа компании.
УМНЫЕ МАШИНЫ
Сегодня Eleсtrolux прочно обосновался в Европе, США, Латинской Америке, даже в Японии. И на российский рынок компания вышла первой из мировых гигантов - в 1994 году. Компания работает в трех сферах: бытовая техника для дома, профессиональное оборудование и технические приспособления для лесных и садовых работ. Каждый год более чем в ста странах мира раскупаются пятьдесят пять миллионов изделий, выпускаемых концерном. Не за горами то время, когда вся «люксовская» техника будет оснащена электроникой, и все бытовые машины станут такими же «умниками», как, например, соединенный с компьютером холодильник Screenfridge - одна из последних разработок Eleсtrolux. Он способен выполнять многие изначально не присущие холодильнику функции, например, предоставлять хозяину доступ в Интернет. Но особенно замечателен пылесос Trilobite, и он - робот. Ровно в тот день и час, который установит хозяин, машина оживает и начинает уборку помещения.
Но не экстравагантные технические новинки гарантируют концерну долгую жизнь и процветание. Ещё на заре своей истории Electrolux подчинил свою деятельность замечательному принципу, которому не изменил до сих пор: разница в цене на изделия компании может быть обусловлена лишь наличием дополнительных функций, но никак не разницей в качестве, которое всегда должно быть безупречным. Думается, что и в будущем никто не станет оспаривать философию этого бренда.
Источник: Журнал "Техногид", автор Галанова Елена